Был чиновник – стал епископ
Удивительная история святителя Амвросия Медиоланского
Представьте, что вы высокопоставленный чиновник – губернатор крупного и очень богатого города.
Все в вашей жизни стабильно и хорошо.
Службу свою вы несете исправно, горожане вас уважают.
В общем, живи и радуйся.
Но вдруг в один прекрасный день буквально все в вашей жизни меняется: за какие-то семь дней, благодаря невероятному стечению обстоятельств, вы становитесь епископом.
Сложно представить? А вот в истории Церкви был такой случай.
Но обо всем по порядку. Мы продолжаем наш цикл "Как жили святые".
Осень 374 года. Медиолан (сегодня – Милан) бушевал.
Город после смерти местного епископа – Авксентия – раскололся на две непримиримые партии: с одной стороны – сторонники арианской ереси (утверждавшие, что Христос не в полной мере равен Богу, поскольку родился на земле как человек), а с другой – кафолики, то есть православные христиане (перед II Вселенским собором император Феодосий в своем эдикте обозначил этим словом всех, кто принимает Никео-Цареградский символ веры и верит в Святую Троицу).
Позиции были бескомпромиссные: каждая сторона хотела видеть на Миланской кафедре своего епископа.
За криками и стычками дошло до массовых беспорядков – ситуация недопустимая для такого политического и культурного центра.
За год до этих событий префектом Северная Италия (центр – Медиолан) личным указом императора Валентиниана I был назначен Амвросий (около 340–397).
К тому времени он уже зарекомендовал себя не только как блестящий оратор и адвокат, но и как человек деловой, способный к сложной административной работе.
Предыдущий начальник Амвросия, префект Проб, прощаясь с бывшим подчиненным, дал ему необычный совет: «Езжай и веди себя не как судья, но как епископ».
Хотел всего лишь предостеречь от излишней судейской строгости, призывая быть милосердным и снисходительным, подобно епископу, а оказалось – напророчил судьбу.
Медиоланская церковь в то время была одной из самых крупных в христианском мире.
Этот высокий статус и спровоцировал конфликт: за вожделенную кафедру еретики-ариане боролись изо всех сил: они неплохо «окопались» в городе, заручившись мощной поддержкой части горожан и местной аристократии.
И начавшиеся в городе беспорядки были лишь заключительным аккордом в целой серии менее масштабных их столкновений с православными христианами.
Амвросий, нужно сказать, полюбился жителям провинции: он был строг, требователен, но справедлив.
Речь нового губернатора обладала какой-то чрезвычайно действенной силой.
Своим словом – всегда взвешенным, ясным, не лишенным цицероновского изящества, – он быстро улаживал конфликты, в том числе и между живущими в городе христианами.
Сам Амвросий сочувствовал православным христианам, но для него, как для префекта, первостепенным было поддержание в городе спокойствия и порядка.
Когда губернатору доложили, что собравшиеся в главной церкви верующие вновь не сумели договориться и ариане уже грозятся пустить в ход оружие, он, не теряя ни минуты, направился в собор.
Протиснувшись сквозь толпу в центр храма, префект поднялся на скамью и обратился ко всем собравшимся, которые при виде Амвросия, затихли и стали слушать.
Один из древних церковных историков – Сократ Схоластик – оставил об этом событии следующую запись: «С прибытием его народ умолк, префект высказал ему много полезных увещеваний и тем остановил безумные порывы толпы».
Но после случилось то, чего губернатор никак не ожидал: «Вдруг все пришли к одной мысли: все достойным епископства провозгласили Амвросия и требовали его рукоположения, говоря, что только тогда народ будет иметь единение и придет к единомыслию в вере».
Недолго думая, горожане отправили соответствующее прошение императору.
Такой поворот событий стал для Амвросия полной неожиданностью.
Действительно, он уже тогда внутренне был убежденным христианином, но принимать крещение все еще не решался, а уж тем более и думать не смел о том, чтобы быть епископом на миланской кафедре.
В растерянности он покинул церковь, решив сделать все возможное, чтобы избежать такой высокой чести, считая себя, как он впоследствии признавался, ее недостойным.
И для начала, вопреки своей обычной мягкости, велел наказать зачинщиков мятежа с необыкновенной суровостью.
Затем демонстративно стал приглашать к себе в дом каких-то посторонних женщин – только для того, чтобы у народа отпало желание видеть его своим епископом.
Но все эти уловки не принесли никаких результатов: горожане, понимая что губернатор – не распутник и тиран, стояли на своем.
Тогда, отчаявшись, Амвросий решил бежать. Он спрятался на пригородной вилле своего давнего друга, к которому нередко приезжал отдохнуть.
Губернатор не стал посвящать хозяина в истинные причины своего визита.
Но тот вскоре сам узнал о том, что случилось в городе, и что император одобрил прошение жителей Медиолана и объявил пропавшего Амвросия в розыск.
Наместник как законопослушный подданный не мог более скрываться.
30 ноября 374 года он принял Крещение, затем в течение семи дней прошел через все степени священства и на восьмой был рукоположен в епископы.
Это был единственный, уникальный случай в истории Церкви.
Никто больше не становился епископом за такой рекордно короткий срок.
Последующие события показали, что верующие не ошиблись в своем выборе.
Амвросий Медиоланский стал не только одним из самых деятельных епископов древней Церкви, но и великим праведником, святым, богословом, автором целого ряда важнейших теологических сочинений, непримиримым противником ариан, много сделавшим ради единства и догматической чистоты Церкви.
Именно его перу традиционно приписывают удивительный по своей красоте хвалебный гимн – «Te Deum» («Тебе, Бога, хвалим»), который и сегодня можно услышать на католических и православных богослужениях.
Сысоев Т.