Прорывная инфекция SARS-CoV-2 и эффект третьей дозы вакцины у онкопациентов
Ранее исследования демонстрировали, что в общей популяции у привитых людей в случае прорывной инфекции COVID-19 обычно не протекает тяжело: пациентов редко госпитализируют, смертность низка.
Насколько хорошо защищает от тяжелых исходов обычная вакцинация онкологических пациентов, показала работа, опубликованная группой американских ученых в Annals of Oncology.
Авторы исследования использовали данные «Консорциума по изучению COVID-19 и рака» (ССС19), собранные группой, объединяющей 129 научных центров.
Они проанализировали информацию о 1787 пациентах со злокачественными новообразованиями – активными или диагностированными в прошлом, – у которых лабораторно подтвердили инфекцию SARS-CoV-2 в период с ноября 2020 года по май 2021 года.
Большинство (97 %) из пациентов, у которых развился COVID-19, не были привиты против него (из них 4 % были привиты частично), и только 3 % прошли полную вакцинацию. Средний возраст пациентов в этих группах был сопоставим – 64–68 лет.
У полностью привитых участников по сравнению с непривитой группой чаще встречались гемобластозы (35 % против 20 %), они чаще получали терапию преднизоном или его эквивалентами (17 % против 7 %) или системную терапию в течение последних 3 месяцев (56 % против 43 %).
После введения двух доз вакцины риски оставались высокими
В группе полностью привитых пациентов, у которых развился прорывной COVID-19 (54 из 1787), госпитализация потребовалась в 65 % случаев.
Лечение в палате интенсивной терапии или искусственная вентиляция легких были нужны 19 %, в течение месяца умерли 13 %.
После взвешивания обратной вероятности лечения (IPTW) оказалось, что не было статистически значимой разницы в 30-дневной смертности между полностью привитой (n = 7; 13 %) и непривитой (n = 160; 10 %) группами пациентов, у которых развился прорывной COVID-19 (скорректированное отношение шансов 1,08; 95 % ДИ 0,41–2,82).
Увеличение риска смерти у привитых было связано с лимфопенией, сопутствующими болезнями, худшей оценкой функционального состояния по шкале ECOG и исходным статусом опухоли до инфекции (активная, неактивная, прогрессирующая).
В выводах исследования ученые подчеркивают, что вакцинация остается обязательной частью профилактики COVID-19, в том числе для онкологических пациентов.
Опыт вакцинации пациентов со сниженным иммунитетом показывает, что этой популяции может дать лучшую защиту введение третьей дозы вакцины.
Ученые отметили, что в связи с рядом ограничений в исследовании его результаты могут не отражать реальной картины защищенности привитых онкологических пациентов от тяжелого течения прорывного COVID-19.
Они указывают, что большинство из них «скорее всего, были защищены от тяжелой болезни». Однако с ее возможностью нужно считаться.
Один из авторов работы Тони Чуери (Toni Choueiri) из Онкологического института имени Даны – Фарбера подчеркнул, что онкологическим пациентам требуется многоплановая профилактика, включающая ношение масок, социальное дистанцирование, а также вакцинацию с последующим введением бустерных доз.
Третья доза может дать лучшую защиту многим пациентам
Авторы публикации в Annals of Oncology отметили, что третья доза вакцины может улучшить защиту онкологических пациентов от COVID-19.
Предполагая это, они ссылались на исследование, в котором эта стратегия продемонстрировала обещающий эффект при вакцинации пациентов после трансплантаций органов.
Тогда введение третьей дозы вакцины от Pfizer–BioNTech через 2 месяца после второй способствовало значительному увеличению концентрации антител.
Были ли связаны риски госпитализации, лечения в палате интенсивной терапии и смерти у онкологических пациентов с уровнем антител в крови, неизвестно.
Однако ранее исследования показывали, что у пациентов со злокачественными опухолями – особенно с гемобластозами – относительно высок риск отсутствия сероконверсии после вакцинации.
К настоящему времени появились данные об эффектах введения третьей дозы вакцины онкологическим пациентам.
Работу, которая посвящена этому вопросу, опубликовали ученые из британского Трастового фонда «Ройал Марсден» Национальной службы здравоохранения и Института Фрэнсиса Крика.
Сейчас она доступна как препринт, однако в пресс-релизе указано, что она должна быть размещена в Cancer Cell.
Авторы работы использовали данные продолжающегося исследования CAPTURE. Это проспективное когортное исследование иммунитета против COVID-19 у онкологических пациентов.
Медиана наблюдения за 316 онкологическими пациентами, полностью привитыми против COVID-19 двумя дозами вакцин от Pfizer–BioNTech или AstraZeneca, составила 111 дней.
К концу этого периода нейтрализующие антитела против дикого типа SARS-CoV-2 отсутствовали лишь у 7 человек.
Однако защита от вариантов вируса пострадала существенно: сыворотка 17 % участников исследования перестала нейтрализовать дельта- и бета-варианты вируса, поствакцинальный Т-клеточный ответ снизился у 44 %.
У пациентов с прорывным COVID-19 ученые обнаруживали плохие показатели нейтрализации «дельты» до инфицирования.
Третью дозу вакцины через 65–274 дня после второй получили 199 участников исследования – 115 с солидными опухолями и 84 с гемобластозами.
Ученые фокусировались на группе пациентов, у которых не было нейтрализующих антител против дельта-варианта после получения двух доз вакцины.
После бустера они появились у 94 % (47 из 50) пациентов с солидными опухолями и у 54 % (28 из 52) пациентов с гемобластозами.
Иначе говоря, несмотря на улучшение, у многих пациентов может не быть антител против вариантов, вызывающих озабоченность, даже после третьей дозы.
«В целом мы видим положительный эффект вакцинации у пациентов с раком. Даже среди людей со злокачественными опухолями крови есть часть, у которых вырабатываются антитела после трех доз. Поэтому мы надеемся, что четвертая доза даст эффективную защиту большему количеству пациентов из этой группы», сказала доктор Самра Тураджлик (Samra Turajlic), старший автор публикации и ведущий консультирующий онколог Трастового фонда «Ройал Марсден» Национальной службы здравоохранения в Великобритании.
Автор: Фонд «Вместе против рака»