Репродуктивные технологии, эвтаназию и генетическую паспортизацию обсудили в рамках Рождественских чтений
Разностороннее обсуждение проблем абортов, ЭКО, суррогатного материнства, эвтаназии и генетических технологий состоялось 28 января на заседании секции «Актуальные вопросы биоэтики» в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Многочисленные участники с трудом поместились в Белом зале храма Христа Спасителя, чтобы послушать доклады священнослужителей Русской Православной Церкви и специалистов-медиков, большинство из которых являются членами Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС).
Открывая заседание, протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ, сопредседатель ЦОС, сделал особый акцент на проблемах репродукции.
По его словам, новые технологии в этой области – ЭКО, суррогатное материнство – «антиевангельские, это работа антихриста», поскольку при их использовании «убивается несколько эмбрионов». Отношение РПЦ к этим вопросам четко выражено в «Основах социальной концепции», при этом даже некоторые священники не знакомы с этим программным документом, не говоря уже о мирянах, посетовал ведущий секции.
«Наш народ заражен абортивным сознанием» – эта проблема пока не преодолена, считает он.
Протоиерей Александр Абрамов представил доклад "Острые вопросы биоэтики и развития естественных наук: взгляд Ватикана".
Он проанализировал несколько основных документов Католической Церкви, посвященных биоэтике, и призвал православных «прислушаться» к этим документам, а также к тому, как Католическая Церковь организовывает акции общественного протеста против либерализации семейного законодательства.
Сергей Куцев, чл.-корр. РАН, директор Медико-генетического научного центра им. академика Н. П. Бочкова, президент Ассоциации медицинских генетиков России, в своем докладе о генетических технологиях выразил обеспокоенность развитием тех из них, которые направлены на «редактирование генома эмбриона» (его называют «дизайном детей», когда можно «заказать» ребенка с определенными параметрами).
Генетическая диагностика плода необходима, в первую очередь, для определения и внутриутробного лечения некоторых заболеваний, но никак не для подобного отбора. В России эта технология еще не на таком уровне, как на Западе (у нас генетический скрининг пока проводится по 5 параметрам, а, к примеру, в ватиканской больнице «Дети Христа» исследуют 40 маркеров наследственных заболеваний у всех младенцев в области Лацио), но она не запрещена, в отличие от западных стран, «где сильно влияние католичества». «Западное общество более зрелое, и оно более строго регулирует вопросы генетики», – отметил он, подчеркнув, что «эмбрион нельзя рассматривать как экспериментальную модель».
Священник Федор Лукьянов, секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни отметил, что российское государство выделяет немалые средства на ЭКО (около 10 млрд руб. в год), расценивая его как эффективный инструмент решения демографической проблемы.
Однако эффективность сомнительна: только 21% ЭКО-беременностей кончаются родами, а младенцы, как уже было упомянуто, имеют высокий риск отклонений.
При этом государство не отказывается от финансирования абортов, а лечению бесплодия, которого становится все больше, уделяет мало внимания (6 месяцев, положенных по квоте, явно недостаточно для решения проблемы).
«Ставка на репродуктивные технологии как на инструмент повышения рождаемости не оправдана», – делает вывод о. Федор. Этическая же сторона ЭКО и суррогатного материнства не учитывается при принятии государственных решений.
У протоиерея Сергия Филимонова множество научных титулов – доктор медицинских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики и кафедры оториноларингологии ПСПбГМУ, главный редактор Всероссийского журнала «Церковь и медицина». Но он еще и председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), кандидат богословия. Подробным и ценным было его сообщение «Биоэтическое сопровождение пациентов, находящихся в вегетативном состоянии (коме)». Священник-доктор на многочисленных примерах показал, что человек в коме не является «биологическим объектом»; ученые называют это состояние «синдром безответного бодрствования», когда «душа все воспринимает». Поэтому каждого такого пациента следует считать «потенциально контактным», перспективным для социальной и духовной жизни. О. Сергий свидетельствовал, что пациент в коме может воспринимать чтение Священного Писания, может даже прийти в себя во время совершения таинства (так называемая «последняя вспышка»). Это важно знать родственникам и медперсоналу.
Протоиерей Игорь Аксенов, кандидат философских наук (Выборгская епархия) посвятил свой доклад опасности трансгуманизма как «очередной иллюзии в секулярной оптике». Цель трансгуманизма – достижение бессмертия, избавление человека от биологической обусловленности (старения), стремление к «псевдорайскому состоянию без Бога». Это стимулирует развитие цифровых и нано-кибернетических технологий, которые, в пределе, «низводят человека до статуса объекта, который может быть спроектирован», что абсолютно противоречит христианской антропологии.
Ольга Попова (Институт философии РАН) выступила с критическим анализом Программы по биоэтике ЮНЕСКО, которая может войти в систему образования в России. Эта программа вызывает как множество формальных и структурных «недоумений», так и замечаний по существу, и православная общественность должна включиться в ее анализ, считает Попова.
Любовь Пищикова, доктор медицинских наук, руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, рассказала об отношении к эвтаназии и так называемому ассистированному самоубийству в разных странах. Она отметила: «Философии эвтаназии противостоит философия паллиативной помощи: надо убить страдание, а не страдающего человека». Эту проблему докладчица увязала с проблемой старения и «эпидемией деменции» в мире и отметила, что в 2019 г. ЦОС принял «этический кодекс по отношению к людям старшего поколения».
Наталья Богданова, член Совета по этике Минздрава РФ, заслуженный врач России, руководитель АНО «Православный центр попечения онкологических больных», сделала подробное сообщение о перспективах генетической паспортизации населения в России, которая, согласно указу Президента РФ от 19 марта 2019 г., должна быть обеспечена к 2025 году.
Перспективы эти весьма тревожны, считает докладчица: генетические паспорта, имея опцию генетического прогнозирования жизни каждого человека, «будут определять наше будущее, перспективы, смерть» и сделают доступной и незащищенной информацию о каждом человеке. «Тот, кто будет владеть этой базой данных, будет владеть миром», – сказала врач, подчеркнув, что для столь стремительной генетической паспортизации в России нет достаточного количества специалистов и научной базы для анализа данных, не говоря уже о том, что этическая сторона этого нововведения вовсе не учитывается разработчиками проекта.
Она полагает, что в широком обсуждении столь важных новаций должна принять участие Русская Православная Церковь «как хранительница традиций и духовных ценностей».
Юлия Зайцева
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86536