Жители России не готовы помогать тяжелобольным взрослым людям
Проект Добро Mail.Ru совместно с ФОМ провел полномасштабное исследование о помощи взрослым в России.
Целью этой работы было выяснить, насколько в нашей стране принято помогать взрослым людям, что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как можно изменить ситуацию.
Результаты исследования, проведенного проектом Добро Mail.Ru совместно с Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показали, что в России не сформирована традиция помощи взрослым.
Возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто (лишь два респондента из 533).
При этом каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой — пожилым людям.
Это говорит о том, что в обществе, несмотря на все усилия благотворительных фондов и гражданских активистов, сегодня существует стереотип о безусловной самодостаточности взрослых.
Знакомым взрослым людям россияне помогают гораздо более охотно, чем незнакомцам (43% против 24%).
Совсем иная ситуация с детьми: доля респондентов, которые оказывают помощь незнакомым малышам (46%), почти в два раза больше, чем доля тех, кто помогал незнакомым взрослым.
Возможно, это связано с тем, что призывы о помощи детям в СМИ и социальных сетях встречаются значительно чаще, чем о помощи взрослым.
«Тема помощи взрослым людям касается каждого жителя нашей страны старше 18 лет, потому что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда помощь необходима.
Но, оказывается, для каждого второго россиянина важен возраст адресата помощи.
Кажется, что прежде чем помочь, мы спрашиваем «Сколько тебе лет», а узнав, что нуждающийся в помощи старше 18, отказываем ему.
Взрослым по сравнению с другими возрастными группами намерены помогать в самую последнюю очередь.
Менять эту ситуацию просто необходимо», — прокомментировала руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.
Исследование позволило не только определить особенности помощи тяжелобольным взрослым людям в России, но и выявить особенности самоощущения взрослых в России, оценить их уровень защищенности.
Важной частью исследования был опрос людей, когда-либо попадавших в сложные жизненные ситуации.
Лишь 7% таких респондентов обращались за помощью к государству и только 3% получили ее.
Участники фокус-групп отмечают, что наиболее слабый уровень защищенности обеспечивает государство.
Большинство опрошенных в ходе фокус-групп в первую очередь ждут помощи от родных (86%) и друзей (69%).
Менее четверти респондентов рассчитывают на незнакомых людей (23%), и лишь каждый пятый — на благотворительные фонды.
Основными причинами того, что люди не обращаются за помощью к НКО, являются недоверие благотворительным организациям и неосведомленность.
Россияне мало знают о деятельности фондов и пока не воспринимают НКО как источник потенциальной поддержки, информации и помощи для них самих в трудной жизненной ситуации.
Самыми распространенными источниками обращения за помощью и ее получения также являются родственники и друзья.
41% опрошенных просили помощи у родных и почти половина (45%) ее получили.
К друзьям обращались 22% респондентов, получили от них помощь 18%.
Более трети респондентов (38%), попав в сложную жизненную ситуацию, не обращались за помощью ни к кому.
Исследование выявило факторы, которые мешают россиянам активнее помогать взрослым.
Главные из них — низкий уровень доверия к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, а также страх мошенничества.
Кроме того, респонденты отмечали общее снижение уровня эмпатии, недостаточность информации о деятельности благотворительных фондов, опасение, что акт оказания помощи будет неправильно истолкован.
Помогать мешают также стереотип о самостоятельности и самодостаточности взрослых людей и некорректное представление о трудностях, с которыми они сталкиваются в сложных жизненных ситуациях.
Побудить россиян помогать взрослым может развитие социальной рекламы и пропаганда волонтерства и благотворительных фондов как институтов оказания помощи.
Люди будут помогать охотнее, если повысится их уровня доверия к благотворительным фондам (этому будет способствовать повышение прозрачности информации о работе фондов).
Исследование проводилось в виде репрезентативного телефонного россиян (всего в выборку вошло 533 респондента) и работы с онлайн-фокус-группами (люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации; люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам; люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо).
Добро Mail.Ru — сервис для благотворительности, созданный Mail.Ru Group.
Сервис помогает пользователям участвовать в благотворительных проектах по всей России и призван сделать благотворительность проще и доступнее.
Система поиска позволяет быстро найти организации, действующие в разных городах, и выбрать из них те, которые нуждаются в финансовой поддержке или в помощи волонтеров.
Партнерами проекта являются более 90 надежных благотворительных фондов из 23 регионов России.
http://www.pravmir.ru/zhiteli-rossii-ne-gotovyi-pomogat-tyazhelobolnyim-vzroslyim-lyudyam/