Крещение как начало , или Что мы ищем в проруби?
Протоиерей Константин Камышанов пытается понять – что ищет человек в крещенской проруби.
Неужели в ней можно найти то, чего нет на службе в храме?
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными». («Слово о полку Игореве»)
Протоиерей Константин Камышанов
Бог украсил Россию источниками, родниками, потоками и ключами, как драгоценными камнями.
А источники и родники, в свою очередь, украшены людьми. Правда, похуже.
Деревья вокруг родников увешаны рваными, облезлыми ленточками и выцветшими иконками.
Перед ключами на земле лежат пластиковые стаканчики и стеклянные банки.
У чудотворных источников можно видеть белье, монеты, костыли и детские коляски. К ним не зарастает народная тропа.
Раз в году эта тропа превращается в реку электрического света.
Рядом с Есенинским Константиново стоит Богословский монастырь.
В ночь, когда православный народ идет на Иордан, от Рязани до Богословского монастыря, растянутая на сорок километров, льется непрерывная лента автомобильных огней.
К «Иордану» не пробиться. Очередь на километр. Сами монахи боятся показываться на Святом источнике. И народу много, и много баловства.
Становится ясно, что родники одинаково любят язычники, христиане и простые люди.
И почти нет в нашей земле ни одного родника, который бы не считался чудотворным.
Люди пьют из них воду, умываются, а самые ревностные омываются в их холодной воде, ожидая здоровья и чуда.
За этими купаниями стоит что-то древнее. В древней Иудее при каждом доме была семейная чаша для омовений – миква.
В ней следовало «смывать» простые ежедневные грехи.
В случае больших преступлений человек отправлялся к священнику и мог омываться в крупных природных водоемах.
Именно поэтому Иоанн Креститель принимал покаяние народа на реке Иордане.
Раньше я сам азартно погружался в купель даже при тридцатиградусном морозе. Но однажды спросил себя: «Зачем?»
Не найдя ответа, много лет спрашивал христиан о том, зачем они это делают. Мне хотелось узнать, что думает народ об этом культе родников.
Почти все разводят руками. Сами не знают, зачем лезут в воду.
Думалось, что ведь должен быть в таких купаниях какой-то обрядовый и богословский смысл.
Пытался посмотреть на погружения со стороны нашего любящего Небесного Отца, на то, как балуются Его дети в холодной воде.
Но и с этой точки зрения, водные процедуры показались неубедительными.
Некоторые говорят, что на источники нужно идти за обновлением и очищением. Купальщиками процедура воспринимается как некое таинство.
Для них ночные купания – как мирская мистерия. Но ведь у нас есть таинство исповеди, очищающее глубины души.
Зачем же нам холодная вода, скользящая только по поверхности тела?
Лучший ответ дал один священник. Он состоял в том, что в эти дни в этих купаниях люди обновляют память об обетах Крещения.
Зачем ее обновлять? Она что, ржавеет или портится?
Мы уже однажды крещены, все обеты даны. Эти обеты вечные. И написаны в нестареющей Книге жизни.
Для поддержания обетов существуют таинства церкви. Зачем в родниках искать то, чего нет в церкви, в купели и в причастной чаше?
Это симптом внешней жизни по отношению к Богу. Близость к Богу, с одной стороны, животворна, с другой, накладывает ответственность.
А родники и купели дают некий суррогатный результат, для людей, боящихся подходить к Богу слишком близко, но, в то же время, не желающих совсем терять Его из виду.
Внешняя жизнь по отношению к Богу состоит не только в любви к участию в сомнительных мистериях и повязывании ленточек у родников.
Этот целый пласт мнимых обрядов удаленной веры или близкого безверия шире и глубже. Он становится более заметен в дни Божиих праздников.
Что такое Крещение?
Во-первых, служба, а в ней хвала и благодарение Господу.
Во-вторых, мероприятия, связанные с освящением воды, которое, кстати, не является одним из семи таинств.
Можно, конечно, распространяться, что церковь «забыла» некоторые таинства, такие как монашество и освящение воды.
Но факт таков, что полнота церкви, на сегодня, этого не приняла.
Два пункта выражаются в формуле: «Сходил на службу, принес воду, лег спать».
В-третьих, … а и все… Народ понимает, что чего-то тут не хватает и ищет продолжения праздника в водяном русском карнавале.
А не хватает не карнавала, а реального освежения нашей памяти об обетах Крещения.
Нужны не только точечная память о наших обещаниях Богу, но понимания всей нашей жизни, как одного целого длительного крестного пути.
В России говорят: «Лето – это маленькая жизнь». Потому что мрак и хлад стоит у нас девять месяцев.
Перефразируя, можно сказать, что: «Жизнь – это маленькое лето Господне».
Об этом мы подписывали договор с Богом во время своего личного крещения.
По ходу Крещения читают Апостол и Евангелие.
Апостол говорит крещаемому о том, что он теперь связан с Богом своей жизнью и смертью, горечью и радостью.
Тут есть духовная ловушка, которая устраняется последующим чтением отрывка Евангелия.
Эта ловушка может удержать душу в желании чистого созерцания Абсолюта.
Душа, устремившись к Богу, обещавшему восстановление Адамова завета, может напрочь оторваться от жизни.
Следующее за Апостолом чтение Евангелия трезвит душу и напоминает ей слова Христа о том, что жизнь с Ним – это не тибетские медитации, а проповедь Слова Божия:
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь.
То есть, Господь берет нас за плечи, поворачивает и направляет не в глубины космоса духа, а на проповедь миру.
Он просит нас не улететь на облацы, а пройти за Ним по земле, по Его пути.
И это то главное, что мы должны усвоить этим праздником и то главное, что мы забываем.
Торжество этого дня нам должно напомнить не только о погружении Христа в Иордан и об археологических обычаях омовения в реках, но и о нашем собственном крещении.
Но его не надо имитировать снова и снова.
В праздновании Крещения смысл не в том, чтобы ночью полезть в холодную воду и отфыркиваясь, показать Богу и людям свою секундную смелость и верность.
А в понимании того, что крещение – это начало пути следования за Богом длиною в жизнь.
Вслед за Богом, мы должны спуститься из облаков своего покоя на землю, где нас ждет Божий труд.
В тот день, когда Иоанн Креститель лил воду на главу Христа, никто не думал о кресте.
По-гречески Крещение – «баптизо» – означает погружать, окунать.
Создатели славянской письменности святые Кирилл и Мефодий переводили Евангелие, они сознательно перевели «баптизо» созвучным слову «крест» словом «крещение», дабы подчеркнуть, что крестясь, человек соглашается нести крест и быть с Богом.
Нам следует вспомнить, зачем мы повесили себе на грудь свой крест. Мы носим не простое украшение, оберег или и визитку из металла.
Тельник – это ключ от Царствия Небесного.
Люди боятся Креста. И правильно делают. Без даров Духа Святого, без благодати он, в самом деле, невыносим.
В этом и состоит значимость и смысл Крещения – в желании усвоения трудов и благодати и их правильной связи.
Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому смыслом человеческой жизни стало желание быть рядом с Богом.
И наше общее Крещение – тому первый шаг. Быть вместе с Ним – от воды до Креста. От Креста до Царствия Небесного.
От Царствия Небесного до жизни в Боге.
Праздник Крещения нужен не Богу, а нам – в славословие, благодарность и воспоминание того, что мы обещались быть такими, как Христос: сильными в милости, благими в крепости, во еже помогать, утешать и спасать всех, уповающих на Бога, в чем и помоги нам, Господи!
Священник Константин Камышанов