Паллиативная медицина-альтернатива эвтаназии

02.03.2015
Паллиативная медицина-альтернатива эвтаназии

С недавнего времени общество и врачи все чаще обсуждают готовность прибегнуть к такой исключительной мере освобождения безнадежного и страдающего больного от страдания как эвтаназия, когда пациент сам просит о смерти. 

О моральных аспектах технологии в кризисный период медицинский обозреватель РИА АМИ Ирина Власова расспросила председателя Правления Российской Ассоциации паллиативной медицины, д. м. н., профессора Георгия Новикова.

- Георгий Андреевич, как, на Ваш взгляд, следует относиться к этой проблеме? Это устаревший запрет или возможная «вседозволенность», опасная на практике? Как Вы оцениваете такой шаг с моральной точки зрения?

- Эвтаназия – это прекращение жизни человека, который страдает тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и испытывает невыносимые страдания от продолжения жизни. 

Данный метод применяется лишь в некоторых странах. 

В Российской Федерации медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. 

Более того, она приравнивается к умышленному убийству и карается по статье №15, часть №1 УК РФ. 

Так что в любом случае любое понимание проблемы эвтаназии тесно связано с юридическими законами.

- Бывает активная эвтаназия, пассивная, добровольная, недобровольная – как тут разобраться?

- Пассивная эвтаназия – это отключение больного от аппаратов, поддерживающих его жизненные функции. 

Активная эвтаназия – введение человеку, который страдает неизлечимым заболеванием, специальных препаратов, помогающих умереть быстро и безболезненно. 

Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе самого тяжелобольного или в соответствии с юридическими документами, оформленными ранее, где человек сам распорядился своей жизнью и высказал добровольную волю применить эвтаназию, если он впадет в кому, и будет не в состоянии лично передать такую просьбу о своём умерщвлении. 

Не добровольная эвтаназия проводится по просьбе родственников, если больной находится в коме, и прогнозы врачей по выздоровлению самые неблагоприятные.

- Где в мире разрешена эвтаназия?

- Разрешена эвтаназия в Нидерландах. 

Это первая страна, в которой уже в 1984 году Верховный суд признал добровольную эвтаназию приемлемым способом ухода из жизни, чтобы прекратить невыносимые страдания. 

В Бельгии легализовали эвтаназию в 2002 году. 

И в 2003 году 200 смертельно больных пациентов добровольно ушли из жизни, в 2004 году эвтаназия была проведена 360-и пациентам. 

В США в 1994 году эвтаназию разрешили проводить в штате Орегон, а в ноябре 2008 года – в штате Вашингтон, но в марте 2012 года запретили эвтаназию. 

Швейцария, Швеция, Люксембург, Австралия и Канада выпустили законопроекты, разрешающие отключать больных от аппаратов искусственного поддержания жизни или введения препаратов, с помощью которых больной умрет безболезненно. 

Есть разрешающий закон в Германии. 

Но я думаю, что поскольку занимаются этим частные компании, то на первый план выходят экономические соображения, а не моральные, и лучше бы, на мой взгляд, держаться от этого бизнеса подальше.

- Почему же там разрешили эвтаназию, и почему не разрешают у нас?

- В ряде случаев, чтобы иметь возможность поддерживать жизнь, необходимы большие финансовые затраты, этот тяжелый груз ложатся на родственников больного, ну и на мой взгляд, каждый человек имеет право на свободу выбора. 

Эвтаназия нравственно допустима только в самых редких случаях и без ассистенции медицинского персонала. 

Но этой практикой до того легко злоупотребить, что любая легализация эвтаназии, по-моему, принесет больше вреда, чем милосердия.

Сам термин «эвтаназия» впервые употребил еще Ф. Бейкон в XVII столетии для определения «легкой смерти», и с XIX века слово означает «умертвить кого-либо из жалости». 

Причем идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. 

Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это».

Клятва Гиппократа – это прямое противоречие осуществления эвтаназии! 

Да и кто будет выполнять такую функцию? 

Кому и какую выдавать лицензию для выполнения таких действий? 

«Врач-убийца» - как бы его ни назвали? 

Это неприемлемо. 

Медики и на Западе отказываются выполнять такую функцию. 

Да и путь от добровольной эвтаназии к не добровольной слишком быстро формируется. 

С точки зрения религиозной, я тоже не знаю ни одной религии, которая одобряла бы такой шаг, церковь и любое вероисповедание полностью осуждает суицид и эвтаназию. 

Это пример умерщвления невинного, что является моральным злом и не должно быть допустимо законом.

- Те, кто выступают за эвтаназию, говорят о милосердии…

- Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости, но всегда ли можно с уверенностью говорить, что больной неизлечим? 

Широко известно, ошибки в диагнозах не исключены, когда врачи строят свои прогнозы. 

Во многом, понятие неизлечимости зависит от средств и возможностей, имеющихся в данный момент у врачей. 

Даже исторически известен случай с врачом, который помог умереть сыну, больному дифтерией, а затем услышал об открытии противодифтерийной сыворотки Roux.

- Если говорить о невозможности исправить решение, видели ли вы лично в своей практике «чудесные исцеления»?

- Представьте себе, видел. 

Один случай касался больного, которому диагностировали рак, а впоследствии диагноз оказался ошибочным. 

Второй смертельный прогноз был сделан женщине с гинекологическим заболеванием, тоже оказался врачебной ошибкой. 

В третьем случае болен был известный художник, которому поставили диагноз опухоль позвоночника, а речь шла о туберкулезном повреждении, и он прожил еще несколько лет…

- Но что можно сказать об альтернативе эвтаназии? Недавние новые суициды говорят о том, что проблема далека от решения.

- Все равно единственной альтернативой я вижу доступность паллиативной помощи, тем более, что ее гарантирует как бесплатную помощь, государство, только активнее необходимо проводить в жизнь эту систему. 

Я убежденный противник эвтаназии.

Сейчас есть современные медикаментозные и нейрохирургические и иные возможности устранять страдания, обеспечивать приемлемое качество жизни. 

Когда-то в молодости я работал реаниматологом, и у меня были сомнения на этот счет, но чем старше я становлюсь, тем глубже понимаю, что врач не господь бог, и врач не может брать на себя функцию судьи – и решать, кому жить, а кому не жить, врач только может помогать уменьшить страдания. 

Так что вижу паллиативную медицину реальной альтернативой таким смертельным практикам.

А если кто-то говорит о суицидальных настроениях или попытках пациентов покончить с собой по причине боли – в первую очередь, надо устранить эту причину. 

Более 25 лет я вижу, что если пациент нормально обезболен, обычно таких намерений он не высказывает, не обсуждает с персоналом, и его качество жизни приемлемо. 

Психика пациента подстраивается под тяготы и лишения. 

Нельзя больного «списывать со счетов». 

Если есть нормальная система помощи больному - физиологическая, психологическая, религиозная, есть поддержка родственников и коллег, то больной остается участником важных семейных событий, видит своих внуков, как же мы можем говорить об эвтаназии!

Тягостные симптомы можно убрать лекарствами, ведь если не говорить об онкологии, в которой болезнь быстро прогрессирует, то при других патологиях, скажем, при инсульте, рассеянном склерозе, астме, ревматологических заболеваниях, пациент может прожить еще годы, адаптируясь к болезни, и получая квалифицированную медицинскую помощь и социальную поддержку. 

А если у человека просто от тяжелого заболевания развилась депрессия? 

Как же живут в цивилизованных государствах инвалиды? 

Они создают семьи, помогают друг другу, часто работают.

- Но смогут ли родственники страдающего пациента также твердо сказать «нет»?

- Необходимо создать систему паллиативной медицинской помощи, стационары, куда можно положить тяжелого больного, в том числе на время «отпуска» близких людей. 

Чтобы родственники могли отдохнуть, выспаться, наконец. 

И конечно, доступной должна быть паллиативная медицинская помощь в конечном периоде жизни с эффективным контролем хронического болевого синдрома.

Кроме родственников и друзей должен быть обученный медперсонал. 

Там, где произошел суицидальный случай необходимо гласно разбираться с причинами произошедшей трагедии, все ли было сделано, чтобы помочь больному. 

Убежден, сейчас есть все условия, чтобы общество повернулось лицом к проблеме, чтобы с болевым синдромом люди научились жить как с диабетом. 

Необходимо преодолеть косность, нерасторопность, а нередко не профессионализм и бюрократизм.

- Почему вы этим занимаетесь с таким вниманием?

- Глупо было бы думать, что нас минует чаша сия, как говорится «все мы смертны», поэтому мы пытаемся сделать все возможное, чтобы выстроить систему паллиативной медицинской помощи в РФ. 

Мой учитель из МНИОИ им. П. А. Герцена профессор Н. А. Осипова учила нас - своих учеников, эффективной и безопасной терапии хронической боли. 

Как знать, когда-то такое искусство может потребоваться и нам самим, и нашим близким.

Если раньше и обратиться было некуда по этой проблеме, то сейчас это не так. 

Да, где-то терапия хронической боли еще несовершенна или недоступна в полном объеме, но специалисты по паллиативной медицинской помощи решают эту проблему, а не отворачиваются от страдающих пациентов. 

А каждый свой выбор будет делать сам.

  http://ria-ami.ru/read/9041


Возврат к списку