Счетная палата выявила нарушения в деятельности ведущих онкологических учреждений Москвы
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2013 году и за истекший период 2014 года в области здравоохранения".
Проверка проводилась в ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена» Минздрава России (далее – онкологический институт им. Герцена) и ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» Российской академии медицинских наук (далее – онкоцентр им. Блохина).
С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.
В ходе контрольного мероприятия был выявлен ряд системных проблем, типичных для каждого из проверенных учреждений.
В частности, анализ структуры расходов онкологического института им. Герцена и онкоцентра им. Блохина в 2013-2014 гг. показал, что доля средств ОМС в бюджете этих учреждений остается низкой:
- в Институте - не более 7%,
- в онкоцентре - не более четверти всех доходов.
Анализ стоимости лечения одних и тех же заболеваний, оплаченных из различных источников, а также сравнение стоимости лечения одного случая заболевания между проверенными учреждениями, являющимися однопрофильными, выявил существенные различия, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к расчету нормативной стоимости лечения заболеваний со стороны Минздрава России, Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и Федерального фонда ОМС.
Проверка также показала, что руководство проверенных учреждений не обеспечило уровень заработной платы медработников, соответствующий «дорожной карте» Правительства и Указу Президента.
«И в институте им. Герцена и в онкоцентре им. Блохина имеется значительное отставание от установленных темпов роста средней заработной платы врачей: в 2013 г. – соответственно на 37% и 13%, за 9 месяцев 2014 г. – на 43% и 31%,», - уточнил Александр Филипенко.
Кроме того, в ходе проверки деятельности обоих учреждений были выявлены многочисленные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неэффективное расходование бюджетных средств и федерального имущества.
Онкологический институт им. Герцена
В ходе проверки онкологического института им. Герцена было выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере более 340 млн. рублей, направленных на приобретение двух компьютерных томографов и системы «КиберНож», которые до настоящего момента в эксплуатацию не введены.
«Простой оборудования с момента поставки составил от 253 до 679 дней. При этом претензионная работа по «КиберНожу» руководством института началась только по результатам проверки», - уточнил аудитор.
По другим договорам были выявлены нарушения сроков исполнения со стороны поставщиков от 5 до 119 дней.
Претензионная работа при этом Институтом не велась, что свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента.
В ходе проверки также были установлены факты, указывающие на признаки хищения бюджетных средств в сумме 1,4 млн. рублей.
Например, в 2013 г. на основании договоров, подписанных замдиректора по общим вопросам П. Ю. Балашова, на сумму 0,7 млн. рублей было оплачено техническое обслуживание списанного с баланса медоборудования, на сумму 0,6 млн. рублей оплачены работы по обслуживанию медоборудования, которые ранее уже были оплачены в рамках иных заключенных договоров.
Кроме того, в 2013-2014 г. Институт на основании заявки одного из зав. отделений И.В. Решетова приобрел у медико-биологического центра инноваций 50 штук стереографических моделей черепов на общую сумму более 1 млн. рублей.
При этом, как показала проверка, И.В. Решетов одновременно являлся одним из учредителей центра инноваций, что свидетельствует о признаках аффилированности.
В нарушение Градостроительного кодекса в 2013-2014 гг. капитальный ремонт по двум контрактам проводился без разработки проектной документации, строительный контроль администрацией Института в ходе проведения ремонтных работ не осуществлялся.
В 2013 г. Институт был включен в Федеральную адресную инвестиционную программу в части реконструкции пищеблока.
На 2014 год по данному объекту были предусмотрены инвестиции в размере порядка 240 млн. рублей.
Однако в связи с отсутствием проектно-сметной документации на момент проведения контрольного мероприятия соглашение о предоставлении субсидии на реализацию указанного инвестиционного проекта с Минздравом России заключено не было.
Соответственно лимиты бюджетных обязательств Институту на момент проведения проверки не были доведены, что может привести к срыву сроков ввода объекта эксплуатацию в 2016 году.
Помимо этого, в Институте отсутствуют документы, подтверждающие право пользования земельным участком площадью более 3 тыс. кв. м, на котором расположена поликлиника, на 2 объекта не оформлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, по 5-ти объектам не перерегистрированы свидетельства, выданные в 2010-2011 годах.
На Коллегии также отмечалось, что в 2013 г. показатели деятельности Института ухудшились.
«По сравнению с 2012 годом летальность больных выросла на 40%, расхождения диагнозов по результатам вскрытий увеличилось на 31,3%», - сообщил Александр Филипенко.
При этом он обратил внимание членов Коллегии на то, что в результате реорганизационных мероприятий к онкологическому институту им. Герцена были присоединены радиологический центр в Обнинске и отличающийся по профилю единственный в России федеральный институт урологии.
«При таких показателях деятельности Института, не решенных внутренних организационных проблемах, а также отсутствии программы развития вновь образованного учреждения, актуальность и целесообразность объединения разнопрофильных организаций вызывает сомнение», - сказал аудитор.
Выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью института как со стороны директора А. Д. Каприна, так и со стороны учредителя – Минздрава России.
Онкологический научный центр им. Блохина
В 2014 году ФАНО России в федеральном бюджете предусмотрены средства на закупку лекарственных препаратов и медоборудования.
Вместо закупки лекарственных препаратов и медоборудования ФАНО России выделило онкоцентру субсидию на приобретение дорогостоящих расходных материалов и медоборудования в сумме более 33,5 млн. рублей.
Онкоцентр из этих денег на 20,6 млн. рублей приобрел расходные материалы, которые к лекарственным препаратам не относятся, а являются медизделиями.
«То есть, ФАНО в 2014 году предоставлена субсидия на цели, не соответствующие статье расходов, установленной в федеральном бюджете» - отметил аудитор.
В ходе проверки, проведенной в онкоцентре им. Блохина, были выявлены различные нарушения при организации и осуществлении госзакупок.
Так, в нарушение статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ онкоцентром в рамках одного лота, где начальная цена контракта превышала установленное Правительством предельное значение, осуществлена закупка 2 лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями.
Также онкоцентром в рамках строительства НИИ детской онкологии и гематологии, которое ведется на территории онкоцентра с 1990 года, была применена трехступенчатая схема закупки медоборудования.
Как показала проверка, онкоцентр, назначенный государственным заказчиком и застройщиком объекта, в лице директора М. И. Давыдова передал полномочия по закупке медоборудования генподрядчику (УС-200), который в свою очередь заключил договор подряда с посредником (ООО «Национальная сервисная служба») на поставку оборудования фирмы Дженерал Электрик.
При этом обоснование начальной цены контракта на закупку оборудования для объекта осуществлялось онкоцентром без учета постановления Правительства РФ о порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (лотов) на отдельные виды медицинского оборудования, а только на основании локальных смет в соответствии с положительным заключением Главкомэкспертизы о достоверности сметной стоимости.
Сопоставление каждой единицы закупленного оборудования показало, что его стоимость составляла чуть более 1,6 млрд. рублей.
При этом согласно акту о приемке выполненных работ онкоцентр оплатил медоборудование уже на сумму более 1,7 млрд. рублей.
«Если бы онкоцентр самостоятельно закупал медоборудование с применением вышеуказанного постановления Правительства, возможная экономия средств бюджета только по этим 3 позициям могла составить ориентировочно не менее 80 млн. рублей», - констатировал аудитор.
В этой связи он также обратил внимание членов Коллегии на то, что перечень планируемого к приобретению медицинского оборудования был согласован сотрудниками онкоцентра М. Б. Долгушиным и Д. Г. Росляковым с производителем еще до заключения договора на закупку, что может свидетельствовать о возможном сговоре.
Кроме того, в рамках вышеуказанного строительства онкоцентром в 2013 г. были закуплены станки для выполнения ремонтных работ в учреждении.
Однако до настоящего времени оборудование не введено в эксплуатацию, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества на сумму более 5 млн. рублей.
Также в ходе проверки получены данные, указывающие на факт перечисления в 2013 году онкоцентром по результатам капремонта денежных средств в сумме около 0,7 млн. рублей подрядчику «УС-200» без фактического выполнения работ.
«Кстати, после окончания контрольного мероприятия онкоцентр представил в Счетную палату информацию о возврате этих средств на лицевой счет онкоцентра, что подтверждено копией платежного поручения» - подчеркнул аудитор.
Проверка также показала, что часть помещений онкоцентра площадью более 11,5 тыс. кв. м. сдается учреждением в аренду.
При этом виды деятельности арендаторов не соответствуют уставной деятельности онкоцентра.
В результате на территории онкоцентра осуществляется продажа чая, косметики, игрового оборудования, дверей, строительных материалов и т. д.
Кроме того, один из арендаторов неправомерно сдал часть арендуемых помещений в субаренду 29 организациям, в том числе под торговый центр и школу танцев.
«После окончания контрольного мероприятия онкоцентр представил в Счетную палату информацию о расторжении арендатором договоров субаренды», - отметил Александр Филипенко.
Помимо этого, не проведена государственная регистрация права собственности на 2 здания и земельный участок и права оперативного управления на общежитие.
По мнению аудитора, все выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля за деятельностью онкоцентра со стороны его учредителя – ФАНО России.
«В настоящий момент подписано поручение Президента о передаче онкоцентра в Минздрав России и надеемся, что Минздрав более тщательно организует контроль за учреждением», - подчеркнул Александр Филипенко.
Коллегия приняла решение направить представления руководству проверенных учреждений, информационные письма -
- в Правительство Российской Федерации,
- Минздрав России,
- Росздравнадзор,
- ФАНО,
- ФАС и
- Росимущество, а также
- в Генпрокуратуру и
- МВД России.
Ключевые факты
- Анализ структуры расходов онкологического института им. Герцена и онкоцентра им. Блохина в 2013-2014 гг. показал, что доля средств ОМС в бюджете этих учреждений остается низкой: в Институте - не более 7%, в онкоцентре - не более четверти всех доходов.
- Выявлены существенные различия стоимости лечения одних и тех же заболеваний, оплаченных из различных источников, а также стоимости лечения одного случая заболевания между проверенными учреждениями, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к расчету нормативной стоимости лечения заболеваний со стороны Минздрава России, ФАНО и ФОМС.
- В ходе проверки онкологического института им. Герцена было выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере более 340 млн. рублей, направленных на приобретение двух компьютерных томографов и системы «КиберНож», которые до настоящего момента в эксплуатацию не введены.
- В 2013 г. показатели деятельности Института им. Герцена ухудшились. По сравнению с 2012 г. летальность больных выросла на 40%, расхождения диагнозов по результатам вскрытий увеличилось на 31,3%.
- В ходе проверки, проведенной в онкоцентре им. Блохина, были выявлены различные нарушения при организации и осуществлении госзакупок, в том числе применение трехступенчатой схемы закупки медоборудования при строительстве НИИ детской онкологии и гематологии
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/20731