Роковые раковые тенденции
До сих пор нет однозначного отношения к вероятности развития рака яичников после длительной заместительной терапии, так как часть ретроспективных исследований грешит предвзятостью из-за избирательного подбора участников.
Научная группа проанализировала критерии набора участников 52 эпидемиологических исследований.
В основной анализ включили проспективные исследования с гормональной терапией около 4 лет.
Во время последующего наблюдения участниц рак яичников развился у 12 110 постменопаузальных женщин, из них 6601 (55 %) использовали гормональную терапию.
Риск был повышен даже при заместительной терапии менее 5 лет, особенно при гормональном лечении, продолжающемся на момент включения в исследование.
Риск развития рака яичников повышался при заместительной терапии любой продолжительности, прекратившейся за 5 лет до выявления ЗНО.
Риск не зависел от состава лекарственного средства - только эстроген или эстроген + прогестаген.
Чем большим был свободный от гормонотерапии период, тем больше снижался риск рака, однако и после 10 лет с момента прекращения длительной гормональной терапии наблюдалось повышение частоты развития серозного рака яичников или рака эндометрия.
При 5-летней заместительной терапии, начатой в 50 лет, на каждую тысячу женщин приходится один «лишний» рак яичников, а каждая 1700 женщина, получавшая гормоны, умирает от «дополнительного» рака.
Как ни крути, но независимо от продолжительности заместительная гормональная терапия увеличивает риск развития рака яичников.
Почему при небольшом раке кто-то живёт долго, а у кого-то опухоль быстро прогрессирует, приводя к гибели?
Изучены исходы 373 563 американок с инвазивным раком молочной железы (РМЖ), выявленным в период с 2004 по 2011 годы:
- 71,9% белые женщины;
- 9,4% - латиноамериканки;
- 10,4% — темнокожие;
- 6,7% — азиатки.
Для каждой из 8 расовых групп рассчитывали биологическую агрессивность и метастазы в лимфоузлы опухолей до 2,0 см.
Определялось отношение шансов выявления рака I стадии в сравнении с более поздней стадией, а также отношения рисков смерти от рака молочной железы, выявленного на стадии I, в зависимости от принадлежности к расовой группе.
В сравнении с белыми женщинами РМЖ на I стадии чаще выявляется у японок (56,1%), реже всего - у темнокожих (37,0%).
Семилетний риск смерти от генерализации выявленного в I стадии и пролеченного рака выше был у темнокожих, чем у белых и азиаток.
Темнокожие женщины имели большую вероятность смерти от небольшого рака молочный железы, нежели белые, и после поправки на эстрогенорецепторный статус и социальные характеристики разница сохранялась.
В США вероятность выявления раннего рака молочной железы и смерти от его прогрессирования зависели не только от биологических характеристик опухоли, но и этнической принадлежности.
Ещё 20 лет назад раком лёгкого женщины болели исключительно редко, сегодня в развитых странах от рака лёгкого (РЛ) умирает больше, чем от рака молочной железы.
В 2012 году в мире выявили 14,1 миллиона новых случаев рака и 8,2 миллионов умерло.
В развивающихся странах из всех злокачественных новообразований рак молочной железы обеспечивает самую высокую смертность.
Во всём мире рак лёгкого – мужская болезнь, но в развитых странах
- от рака легкого умерло 210 тысяч женщин,
- от рака молочной железы - 198 тысяч,
- от рака толстой кишки — 158 тысяч женщин.
- ограничение курения в США и Великобритании снизило смертность мужчин от рака легких и стабильна у женщин;
- в Испании и Венгрии, где позже приступили к ограничительным мерам, уровень мужской смертности снижается и повышается у женщин.
Картина настораживает.
https://mirvracha.ru/news/show/2858